Начало производства автомобилей Peugeot
Производитель велосипедов Арман Пежо проявлял большой интерес к «безлошадным экипажам» и загорелся идеей их производства. В середине 90-х годов XIX столетия многие ученые и изобретатели считали, что будущее — за паровым двигателем. 4 февраля 1886 года Пежо пишет известным изобретателям паровых экипажей отцу и сыну Болле:
«Мы были бы вам весьма признательны, если бы вы соблаговолили дать нам некоторые сведения о вашем новом изобретении. Каковы цены на различные типы машин, имеется ли автоматическое снабжение горючим, которым, вне всякого сомнения, является кокс? Какова система подачи воды? Сколько горючего расходуется в час, или, может быть, оно поступает по мере необходимости
И еще, относительно вашей двухместной модели. Может ли ею пользоваться путешественник, который в машинах ничего не понимает, и может ли таким путешественником быть женщина?"
18 августа 1888 года в «Обществе гражданских инженеров» был продемонстрирован трехколесный экипаж на паровой тяге, построенный Леоном Серполле. И сама машина, и ее изобретатель привлекли внимание Армана Пежо, и вскоре на свет появилось соглашение о совместной постройке парового экипажа, а в 1889 году — создан паромобиль Serpollet-Peugeot, или Peugeot Type 1. Машина экспонировалась на Парижской промышленной выставке и снискала положительные отклики специалистов и публики.
Развитие двигателей внутреннего сгорания отодвигают паровую тягу в качестве движущей силы транспортных средств на второй план. Один из друзей Пежо — Эмиль Левассор — не только подробно рассказывает Арману о перспективах применения новых моторов, но и знакомит Пежо с будущим основателем Mercedes Готлибом Даймлером.
Даймлер приезжает к Пежо во Францию, в его имение Валентиньи, и привозит с собой образец автомобиля, чтобы на практике продемонстрировать возможности двигателей внутреннего сгорания.
В 1890 году производится второй автомобиль Пежо — Peugeot Type 2 с понравившимся Арману мотором от Даймлера. Конструкция оказалась настолько удачной, что Пежо решил построить еще несколько образцов. Примечательным оказался также тот факт, что Type 2 стал первым автомобилем Peugeot, который был произведен для продажи.
Развивая удачную Peugeot Type 2, Арман Пежо строит следующую модель, Type 3, главное отличие которой — эта моторизированная коляска вмешает уже четырех пассажиров. Арман Пежо решает испытать этот автомобиль в гонке. Автомобильных гонок тогда еще не придумали, и поэтому 6 сентября 1891 года в 7:00 утра при скоплении 10 000 зрителей из Парижа вместе с велосипедистами стартует Peugeot Type 3. Следуя за велосипедами, машина проходит более 200 километров в день, что является рекордным результатом для автомобиля с бензиновым двигателем (хотя еще до начала гонки, только на прибытии к старту, Type 3 Армана Пежо побивает рекорд дальности пробега самодвигателей, преодолев 430 км от Валентиньи до Парижа).
След��ющая модель в линейке Peugeot — Type 4, первый автомобиль представительского класса. Сделан по заказу тунисского бея в единственном экземпляре. Заказчик на посту губернатора Туниса решил приобщиться к цивилизации и заменить традиционных верблюдов автомобилем во время своих парадных выездов. Одним из уникальных особенностей автомобиля был кузов из литого серебра. Этот автомобиль экспонируется в настоящее время в музее компании в городе Сошо.
Дела Армана Пежо начинают идти в гору: в 1892 году он строит 29 автомобилей, в 1894 — 34, а в 1895 их количество достигает уже 92 и продолжает расти. Машины эти были достаточно надежными и пользовались спросом, но особенно высоко престиж марки поднялся после того, как автомобили Peugeot (модели Type 5) выиграли несколько гонок.
В 1894 году французская газета «La Petit Journal» организует первый в истории страны чисто автомобильный турнир Париж—Руан, и одна из машин Peugeot побеждает в нем. В следующем, 1895 году, автомобилю Peugeot Type 5 присуждается первенство в гонке Париж—Бордо—Париж. Победы приносят фирме новые заказы и способствуют развитию автомобильного производства.
На базе спортивного Type 5 создаются следующие модели автомобильной линейки: Peugeot Type 6 — двухместный экипаж с закрывающимся мягким верхом (так называемый фаэтон), Type 7 — тоже ��аэтон, но уже четырехместный и Type 8 с громким именем «Виктория», лучшей комфортабельностью и большими габаритами.
В этом же 1894 Арман Пежо начинает работу над следующими автомобилями Peugeot, в которых комфорта становится еще больше. Арман экспериментирует с различными конструкциями кузовов, определяя своими экспериментами будущую классификацию автомобилей.
Peugeot Type 9 — четырехместный экипаж с кузовом vis-a-vis, был создан меньших размеров, чем его предшественники, однако имел более мощный двигатель объемом 1,6 л, способный развивать мощность в целых 3,75 лошадиные силы и развивать невиданную по тем временам скорость — до 30 км/час!
Peugeot Type 10, построенный на базе девятого Пежо, имел ту же мощность, но более серьезные габариты. Его отличительной способностью можно считать кузов с увеличенной задней частью, в которой пассажирам было просторнее и можно было перевозить больше груза. Такую конструкцию впоследствии стали называть station wagon и обозначать как SW, а на русском языке такой тип кузова — «универсал». Peugeot Type 11 становится кабриолетом, а Type 12 — полностью закрытым пятиместным «универсалом».
Однако не все идет так гладко, как хотелось бы. Автомобилестроение, хотя и считалось престижным и модным делом, требовало серьезных капиталовложений и было наукоемким производством, если говорить современным языком. К тому же эта отрасль промышленности только зарождалась, и поэтому многие считали такой бизнес очень рискованным. Среди этих многих были и родственники Армана Пежо, которые предпочитали вкладывать инвестиции в более традиционные и проверенные временем дела. Поэтому в апреле 1896 года Арман Пежо уходит из семейного бизнеса, забирает свою долю и автомобильное производство и в небольшом городке Одинкур учреждает собственное предприятие под названием «Акционерное общество по производству автомобилей Пежо» («Societe des automobiles Peugeot»).